ПОСТРОЕНИЕ КАДРА часть 16 В действительности композиция была совершенна. Она просто не соответствовала тем канонам, которые я сам для себя определил, исходя из знаний, полученных на курсе.
И тогда я понял, что вовсе не следование каким-то строгим приемам и методам позволяет достичь нужного результата. Важнее - глубокое понимание композиции, которому нельзя обучить и которое само собой постепенно будет приходить к вам по мере того, как полученные вами знания будут перевариваться в вашем сознании. А пока это произойдет, для вас будет слишком великим соблазном последовать слепо тем приемам, что мы с вами изучим на наших занятиях. Но избегайте следовать этому стремлению, ибо оно превратит вас из художника в ремесленника. Который не будет делать ошибок. Но и не создаст шедевра.
Рис. 2. Эль Греко. Мечты Филлипа II. Пример правильной «неправильной» композиции.
Посмотрите на фотографию ..
Ее в какой-то мере можно рассматривать как образец композиционного решения.
На снимке четко передано пространство.
Во-первых, за счет перспективы: линейка фонарей слева -крупный на первом плане и последующие, постепенно уменьшающиеся по мере удаления от камеры. Глухие декоративные арки на стене дома справа также постепенно уменьшаются по мере удаления, подчеркивая пространство. Линии, ограничивающие дорогу и линейные выемки на стенах домов, постепенно сужаясь, сходятся к центру снимка, образуя выраженную перспективу.
Во-вторых, пространство передается за счет тонального решения снимка. Темные тяжелые дома на переднем плане переходят в яркое светлое пятно вдали, образованное свободным пространством и светлыми зданиями на этом пространстве. Зритель как бы физически ощущает тесноту улицы на переднем плане и освобождение от этой тесноты вдали.
Глаз не блуждает бесцельно по этому снимку. Две линии, ограничивающие дорогу, идущие из нижних углов снимка слева и справа, подхватывают взгляд зрителя и направляют его к композиционному центру снимка -фигурке человека. Линия водостока, идущая от центра нижнего края снимка, дополнительно поддерживает взгляд зрителя на этой фигурке