Жанры часть 8
Кертеш во многом предвосхитил творческую манеру, выработанную Картье-Брессоном и теоретически обоснованную им в концепции «решающего мига». Главное различие между двумя фотографами заключается в том, что Картье-Брессон строже придерживается отстраненной, натуралистичной точки зрения и полностью сосредоточен на том мгновении, когда действие достигает наибольшей выразительности. Кертеш использует разнообразные точки зрения, иногда более, а иногда менее реалистичные, порой даже изображая объекты в усеченном виде. Его интересует скорее не миг наивысшего накала, а течение времени. И потом у Кертеша работы, пожалуй, более личные и непосредственные и менее журналистские чем у Картье-Брессона.
Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза.
Комическая танцовщица, Париж, 1926
В этой ранней фотографии уже сказалась тяга Кертеша к высокой точке съемки, что было характерной чертой многих работ более позднего периода. Композиция строится на шутливой параллели между вычурной позой танцовщицы, гипсовой фигурой и обрамленной фотографией на стене. Тона и очертания всех прочих предметов приглушены, так что обстановка, хотя и намечена, но не отвлекает внимания от основных, более светлых по тону изображений.
Мартиника, 1972
Фото справа имеет сильное структурное сходство с произведениями художника Мондриана. В такой строгой композиции решающую роль играет отношение одной линии к другой и к краям кадра. Подобно всем работам Кертеша. эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло.
Возвращение корабля, 1944
Корабль, словно плывущий по воздуху, а также отражение неба и дерева в луже вносят в фотографию элемент сюрреализма