Cветовая кисть часть 1
Отдельно высвечивался рот. Плюс к этому - делалось общее освещение. Такой же принцип и с луком. При этом у каждой луковицы свой контровой свет. Поэтому так хорошо читаются капельки воды - они объемные. Ради чего все это? Чтобы выявить объем, фактуру, чтобы предмет был вкусным и его хотелось потрогать.
- Как это делается?
- Техника проста: заранее выставляешь композицию; наводишь резкость; выключаешь свет в студии; открываешь затвор аппарата; включаешь фонарик и начинаешь освещать нужные тебе точки. Но основная и самая сложная работа выполняется до самой съемки. Нужно выявить, сколько света отражает предмет, красиво ли передана его фактура, продумать соотношение яркостей: что освещать больше, а что меньше. Тот же огурец можно снять так, чтобы он четко читался в кадре, а можно, наоборот - оставить его в тени, сделать потемнее.
- Итак, что нужно продумать заранее?
- Соотношение яркостей, направление освещения, сколько будет точек приложения света. Важно все записывать. Нашел интересную точку - записываешь. Огурец. Верхний свет. По норме нужно пять секунд, но я хочу темнее - записываю три секунды. Фронтальный свет. По норме, чтобы фактура совсем не провалилась, достаточно секунды. Так и записываю. Потом фон за огурцом и так далее: все пятьдесят точек освещения. Записал, начинаешь высвечивать и обязательно ставить галочки - это сделал, это сделал. Немного рутинно. Причем неудобно то, что результат съемки станет полностью ясен только после проявки. Ведь увидеть такую картинку в жизни нельзя. Не было случая, чтобы я получил то, что хотел на все сто процентов.
- Почему?
- Потому что рука не в состоянии повторить движение кистью.
- Что делать?
- Можно двигать кистью над объектом. Предположим, надо осветить луковицу. Это десять сантиметров. На каждую точку мне нужно пять секунд. Следовательно - экспозиция будет пятьдесят секунд. Начинаешь водить кистью над луковицей. Процесс долгий. В этом есть свои плюсы и минусы: порой что-нибудь забываешь осветить вообще, порой видишь, что можешь осветить лучше, чем записано, и начинаешь менять.
- Есть ли у предметов свои особенности?
- Некоторые предметы сильно поглощают свет. В натюрморте с букетом верхние цветы "проваливались" полностью. Замеришь падающий свет по серому; сделаешь экспозицию; а на слайде цветов нет вообще - они даже не проявляются. Оказывается, светопоглощение у сухой красной розы велико настолько, что съедает девяносто процентов света. При этом светлые розы рядом как замерил, так и светятся. Таким образом, только попробовав и сделав поправки, можно добиться задуманного.
Георгий Розов при съемке применяет цветные фильтры: желтый, красный и синий и очень часто - теплые желтые и оранжевые. Они использовались при подсветке огурцов и картофеля. Камера Sinar: объектив Rodenstok 150 мм. На один снимок может уйти от 20 минут до 3 часов. Что касается самой световой кисти, то Георгий Розов, как-то появившись у своего друга Владимира Смышляева, конструктора из фирмы "Марко", с американской моделью, заинтересовал его настолько, что тот через полгода сделал отечественный вариант - более удобный и надежный. Наша кисть работает полтора-два часа без остановок, тогда как зарубежная через каждые полторы минуты выключается на тридцать секунд.
Фотограф снимает кистью уже два года. Технология постепенно меняется. Съемка заказной рекламы требует повторяемости результатов, и теперь Розов использует вместе с кистью несколько слабых стационарных галогенных светильников для видеосъемки.
Забавно, что увлечение натюрмортом началось в бане. В Троицын день, перед отъездом во Вьетнам, пошел Георгий в лес наломать веников. Залез на березу, а сук под ним и сломался. Упал он - да так, что ребрами на пень. Конечно, о Вьетнаме пришлось забыть. После выписки из больницы ни сидеть, ни лежать он не мог - только стоять. Так стоя и сделал всю съемку в бане на полке.