Как составить натюрморт. часть 2
д. В конце концов труд закончен, все сделано как будто точно, но нет жизни, чувства, любви: все мертво, скучно, не оплодотворено художественной мыслью. Ничто не радует глаз, не трогает сердце. Конечно, любовь—великая сила, способная горы опрокинуть. Но, оказывается, в искусстве—это еще не все. Тогда— талант? Замечательно, но опять-таки не все. Надо еще овладеть законами искусства, высоким реалистическим мастерством. Природа таит в себе неисчерпаемые ценности и бесконечно разнообразна в единстве гармонии. В природе каждый предмет имеет цвет и форму: помидор красный, шарообразный, перец зеленый, продолговатый и т. д. Но цвет в разных условиях подвергается изменению. Например, если за помидором находится желтый предмет, который, воспринимая солнечные лучи, отбрасывает на него рефлекс, то помидор кажется оранжевым. Тот же помидор теряет яркость красного цвета от рефлексов зеленой листвы, голубого неба и т. д. Такие изменения в природе наблюдаются постоянно, причем они бывают иногда еле уловимы глазом. Заметить их Можно лишь путем сравнения одних предметов с другими.
Цветопередача.
Представим это наглядно. Перед вами лист белой бумаги, равномерно освещенной. Попробуйте его написать на холсте на фоне стола. Это вам не всегда удается. Если вы найдете верный общий тон и равномерно закрасите им холст,—белой бумаги не получится, так как вы не применили метода сравнения. А если вы сначала найдете верный общий тон, а потом станете проверять себя, сравнивая передний, ближний край листа с уходящим краем, то увидите, что в зависимости от источника света один край светлее—и не только светлее, но желтее другого. И бумага будет похожа на бумагу и ляжет на поверхности стола. Итак, применяя метод сравнения, вы увидели то, чего не замечали раньше. Это характерно не только при писании природы, плодов, фруктов, но и тела человека.Неопытные художники неправильно предполагают, что тело человека окрашено в телесный цвет и пишут его телесной краской, утемняя в тени и разбеляя в светлых местах