Как составить натюрморт. часть 6
Но художнику приходит в голову мысль найти еще новую форму цвета, из другого материала и притом в такой пропорции ко всему найденному, чтобы она составляла как бы второй фон. Художник вводит в натюрморт медный котелок. Наклон ручки котелка также не случаен: он является как бы продолжением линии лука-порея. Чтобы нарушить параллельность линий котелка, мастер добавляет в натюрморт второе яблоко. И натюрморт получает свою завершенность. Перед нами все богатство, найденное) живописцем. По материалу медь, стекло глина и т. д.; по форме: овально-круглая (яйца), шарообразная разная (яблоки),цилиндрическая (котелок комбинация цилиндрической и шарообразной (бутыли), половина шарообразной (глиняная посуда), удлиненно-цилиндрическая (лук-порей); по размерам: большой—котелок, средний—бутыль, малый—судок для яиц, еще меньший—яблоки, яйца; по цвету: красноватый; цвет меди—котелок, темная зелень—бутыль, красноватый— глиняный сосуд, зеленоватый—лук-порей, желто-зеленые с румянцем—яблоки, белый—яйца. Видите, какое разнообразие материала, формы, размеров какое богатство цветов может, представлять простой кухонный. натюрморт, составленный мастером! Из чего же он исходил?! Конечно, из разнообразия. . Рассматривая данный натюрморт, мы видим мастерство художника. Руководствовался ли он при этом правилами, законами композиции? Несомненно, да. Но законы эти, как мы уже отмечали, очень сложны. Можно доказать ошибки в рисунке, можно убедить, что художник неверно взял отношение темного к светлому в живописи, но чрезвычайно трудно доказать, скажем, в данном натюрморте прекрасное композиционное построение. Ведь может найтись художник, который скажет мне: «Вы полагаете, что здесь все найдено и изменить ничего нельзя? А по-моему, если я добавлю третье яйцо или положу за натюрмортом складки красивой материи, то будет еще лучше». Попробуйте доказать ему, что простота, ясность, изящество будут нарушены. Если мы всмотримся в натюрморт, то увидим, что он вписан в треугольник, рассекающий картину диагональю пополам