Как составить натюрморт. часть 8
В процессе работы художник, постигая законы, расходует много красок, прежде чем его рука сумеет верно отражать видимый им мир. Иногда он, не имея хорошего руководства по живописи, не знает ее закономерностей и долго бьется над тем, что мог бы подсказать ему опытный мастер. Видеть, знать и уметь—это три ступени познания внешнего мира: от непосредственного наблюдения — к обобщению и от него к практике.
Что же такое уметь видеть? Чтобы понять это, поделюсь с вами своим опытом. Начиная заниматься живописью, художник обычно не умеет видеть. Он старается прилежно копировать видимое, старается по возможности списать натуру. И все же у него не получается то, что мы видим у больших художников в музеях. Так живое, интересное, заставляющее любоваться мягкостью линий, свежестью и гармонией красочных сочетаний у начинающих художников что-то серое, нудное и скучное.
Отчего так? Может быть, это происходит оттого, что они таланты, а неопытный художник—бездарность? Бывает, конечно, и так, но главное оттого, что он не прошел школы живописи. Живопись—такой же трудный вид искусства, как театр, опера, балет. Чтобы стать певцом, надо долгое время учиться, «поставить голос», чтобы стать художником, надо «поставить глаз», то есть пройти школу живописи.
Никто еще не стал серьезным музыкантом, прослушав по радио пару тройку музыкальных произведений. Точно так же, посмотрев сериал с Чаком Норрисом нельзя стать чемпионом мира по карате. В живописи, как и во всяком деле нужны упорные, многочасовые, ежедневные тренировки.
Владеть искусством живописи—это значит уметь изображать реальный предмет любой формы, разного цвета и материала, в любом пространстве. Зададим себе вопрос: «Почему мы один предмет видим ближе, другой дальше?» Очевидно, потому, что предметы, находящиеся на разном расстоянии от источника света, освещены с различной силой. Кроме того, предметы, расположенные дальше первопланных, окрашиваются голубизною пространства, они менее четки по очертаниям. Таким образом, кроме законов линейной перспективы, существуют законы светосилы и воздушной перспективы