Как составить натюрморт. часть 9 Я напоминаю эти всем известные истины только для того, чтобы произнести слова «различие», «разница», имеющие большое значение для живописи.
В природе в большинстве случаев все мягко, переходы светотени постепенны, иногда еле уловимы, но глаз художника не в состоянии сразу уловить все тонкости; он видит только четко выраженные грани. Для примера сомнем лист чистой бумаги и бросим его на стол. Он будет представлять собой множество неправильных граней, и каждая из них в зависимости от расстояния до источника света или поворота к нему будет неодинаково освещена. Если вы попробуете сравнить силу света одной грани с другой, то вы не найдете ни одной одинаково освещенной. Значит, для того, чтобы изобразить целое, надо беспрерывно сравнивать одно с другим и выявлять их различия. Рисуя с тушевкой или одним цветом (при вернейшем рисунке), выявляя форму, надо непрерывно находить различие силы света и тени—из полутени и в свету. Первый закон живописи—точное соотношение силы света в освещенной части предмета, в полутени и тени, соотношение светосилы между светом и тенью.
В практике нашей работы это называется найти тональные соотношения. Умение точно овладеть ими — первое необходимое условие для каждого художника. Недобор в отношениях света к тени вызовет вялость, перебор — грубость. Овладеть тональными отношениями—это значит овладеть одноцветной живописью.
Неопытным художникам очень полезно начинать писать одним цветом акварелью или маслом. Для живописи одним цветом лучше пользоваться такими красками, как умбра натуральная или жженая, марс коричневый, и избегать ярких красок, вроде лазури, ультрамарина, краплака и других. История искусства показывает нам множество примеров блестящего Решения одноцветной живописи.
Неизмеримо вырастают трудности, когда художник от одноцветной живописи переходит к многоцветной. Характерной особенностью живописи является многостороннее использование цвета. Необходимо овладеть искусством писать предметы
в любом пространстве, разного цвета, при любом освещении,
при нескольких источниках света, при обилии рефлексов.
Хочу добавить: не срисовывайте с открыток и фотографий, как бы не были они красивы. Рисуйте только с натуры. Самые простые и несложные сюжеты: стакан воды, чайник, цветок, фрукты, отдыхающие животные, вид из окна будут приучать ваш глаз «видеть» натуру, анализировать и обобщать ее форму, повышать ваше исполнительское мастерство и развивать художественный вкус.