Натюрморт часть 1
Композицию никто не мешал выстраивать в мельчайших деталях, пробуя попеременно те или иные варианты. Да и в выборе самих предметов фотограф был достаточно свободен. Тот факт, что жанр натюрморта был в меньшей степени, нежели другие, ограничен в своем развитии, сыграл неоднозначную роль в истории творчества. С одной стороны, фотограф обретал свободу воплощения своих замыслов и мог работать подобно живописцу. С другой — отсутствие значительного числа ограничений, идущих от несовершенства фотографии, лишало снимающего необходимости искать свои, неведомые живописи, чисто фотографические способы решения. Поэтому, наверное, история натюрморта стоит особняком от истории других фотографических жанров: здесь эволюция происходила медленнее, она была в меньшей степени связана с развитием техники и художественных.поветрий.
Достаточно сравнить некоторые современные натюрморты с аналогичными произведениями, сделанными сто, а то и больше лет тому назад, чтобы убедиться, как немного перемен произошло в этом жанре. Я имею в виду традиционное русло развития фотонатюрморта, в котором широко используются достижения изобразительных искусств. Мне уже доводилось писать в журнале о работах фотохудожников, в которых торжествует спокойный и внимательный взгляд на мир повседневных предметов. Их авторы, подобно художникам XVII века, предпочитают рассказывать о каждом из них «соло»: вот, к примеру, старый, повидавший виды кофейник, вот только что разрезанная дыня — поблескивающая свежим, не успевшим подсохнуть, соком на срезе.
В отличие от скромной палитры подобных снимков, работы Б. Смелова выдержаны в бравурном стиле, чем-то напоминающем полотна знаменитого Ф. Снейдерса. Утварь, посуда — все это подано в торжественном ключе, все сверкает, «купается» в лучах света, все прославляет полноту и радость жизни («Советское Фото», 1979, № 2). Этих авторов можно было бы, казалось, заподозрить в откровенной стилизации под произведения далекого фотографического прошлого. Той стилизации, которая хорошо видна, скажем, в «Морском натюрморте» Л