Натюрморт часть 2
Балодиса. Однако анализ других их работ показывает, что в натюрмортах они продолжают свою линию творчества, ничуть не подлаживаясь под мимолетную моду. Поэтому, если уж искать объяснения неожиданных совпадений давнего и нынешнего, то они, вероятнее всего, проявляются в сходстве эстетических вкусов фотографов, в таком же, как и у старых мастеров, отношении к предметной среде.
Но вернемся к истории жанра. Хотя в ней и не было крутых поворотов, все же некоторые обстоятельства интересны. Наряду с безмятежно-благополучной линией прямого следования живописному натюрморту существовала и попытка сформировать принципы собственно фотографического натюрморта.
Кроме ранних опытов Л. Дагерра, здесь следует назвать ранние работы Ф. Тальбота. Его калотипии, составившие альбом «Карандаш природы» (1844 г.), в большей части своей могут быть отнесены именно к жанру натюрморта. Причем если говорить об их эстетической сути, то нельзя не обратить внимание, что она непосредственно связана с фотографическими возможностями. Приведу в пример его «Книги на полках». С точки зрения живописца, подобная композиция лишена всякого смысла: стоящие рядом друг с другом книги утомляют монотонным ритмом обращенных к зрителю корешков. А для фотографа оказалось очень интересным со всей подлинностью и в деталях воссоздать на снимке «физиономию» каждой из книг. Понимание этой особой фотографической красоты пришло много позже, ближе к рубежу веков, когда новая муза стала обретать свою, независящую от изобразительного искусства творческую палитру. А тогда, в сороковые — восьмидесятые годы XIX века, представления о натюрморте были однозначными: они целиком исходили из правил, принятых в живописи. Мы нередко говорим о том, как теряла в своеобразии фотография, когда она шла по пути пикториализма. Я думаю, и тут нет лучше и доказательнее примера, чем фотонатюрморт. Если в подражательном портрете или пейзаже можно было в виде «нерастворимого остатка» обнаружить черты интересующей нас реальной личности или уголка природы, которые пробивались сквозь стесняющие их покровы живописной по своей сути пластики, то в натюрморте подобное обнаружить было трудно