Постановка света при классическом светотональном портрете. часть 2
Чаще всего такие схемы хорошо работают на возрастных, фактурных лицах - жизненный опыт, печать времени очень хорошо сочетаются с драматичным верхним светом.
Настало время разобраться с заполнением, а, точнее, с контрастом света на голове. Здесь мы можем пойти по одному из двух путей - либо получать высококонтрастную, графичную картинку, либо пытаться уложить диапазон яркостей нашего сюжета в классические 5 ступеней. Для того, чтобы получить графичное изображение, достаточно с теневой стороны поставить "негра" или "французский флаг" - матовый черный отражатель. Это может быть фирменный отражатель, а может - просто кусок черной неблестящей ткани. Вся разница между ними в том, что ткань еще нужно как-то исхитриться закрепить.
Чаще, однако, сюжет стараются уложить в 5 ступеней. Попробуем разобраться, как это сделать с помощью отражателя - пока что мы предполагаем, что лампочка у нас одна. Логичным кажется расположить отражатель с теневой стороны головы – свет попадет в теневую часть, контраст снизится, и дело в шляпе. На самом деле – не все так просто. Давайте посмотрим на 6 кадр – на чем будет сосредоточено внимание зрителя? Сравните кадры 6 и 8 – в каком из них глаза привлекают больше внимания? А ведь именно глаза чаще всего являются наиболее выразительной частью лица, именно взгляд держит зрителя, не отпускает его, открывает путь к тому диалогу с портретом, который и есть конечная цель портретной съемки. В чем же разница между 6 и 8 кадрами? Ответ очень прост – в положении и цвете отражателя. Если мы расположим отражатель сбоку, как это сделано на фотографии 6 (см. схему 6), то свет в большей степени ляжет на ухо, выделит и подчеркнет его, чем корректно заполнит тень на повернутой от света щеке. Результат – два центра внимания в кадре – глаз и ухо – и портрет становится гораздо менее выразительным. Примерно то же самое происходит в случае, когда отражатель стоит спереди-снизу – этот случай изображен на кадре 7 (см. схему 7). На лице подчеркиваются совершенно ненужные и нежелательные объемы, да и стройности и подтянутости такой свет лицу не добавляет. Кроме того, складывается совершенно не характерная для «живого» света картина: на одной половине лица свет лежит сверху-вниз, а на другой снизу-вверх. Ничего хорошего такая схема постановки света при съемке классического портрета не даст.
Наиболее точный и красивый свет даст отражатель, который стоит чуть выше или на уровне головы портретируемого, и расположен он не сбоку, а выдвинут вперед, к камере (см. схему 8). Каким именно отражателем пользоваться – золотым, серебряным, белым – дело личного вкуса каждого фотографа, но с моей точки зрения наиболее красивый свет дает простой белый отражатель - именно с таким отражателем снят 8 кадр.
Напоследок еще раз прошу обратить внимание – в этой лекции мы обсуждали постановку света именно на классическом психологическом портрете. Фэшн, образный портрет, имитация жанрового портрета, гламурный портрет – эти стили зачастую требуют принципиально иной работы со светом. В следующих лекциях мы обязательно коснемся этих тем, а пока – спасибо за внимание.