РИСУНОК И ФОТОГРАФИЯ
Сделать снимок фотоаппаратом или выполнить рисунок карандашом — по сути означает что-то сообщить. В обоих случаях на бумаге фиксируется какая-то доступная для глаза фактическая информация, вызывающая мысли, чувства. Между этими двумя способами выражения есть немало общего, хотя принципы исполнения сильно отличаются. На заре фотографии все были поражены возможностью фотокамеры точно передавать конкретные детали. Веками художники стремились найти средства, которые помогли бы им объективно отразить линейное и масштабное соотношение предметов. Устройства, подобные показанному ниже, помогали определить масштаб и пропорции предметов и показывали художнику объект, заключенный в рамку. Но мелкие детали ему все равно приходилось рисовать самому.
Изобретение в конце 30-х годов прошлого столетия камеры-обскуры и использование ее в сочетании со светочувствительными солями серебра можно назвать революционным. Объектив камеры благодаря прямому воздействию света фиксировал все детали объекта. Люди были потрясены тем, что камера с одинаковой скоростью «рисовала» и отдельный предмет, и сложную уличную сцену. Трудно было представить более «истинное», более объективное средство изображения, и многие художники считали, что фотография вытеснит живопись.
Их испуг объясним — в те времена о качестве живописи судили, главным образом, по ее точности. Но вскоре художники обнаружили, что фотокамера не более чем машина: в руках человека, не способного или не желающего умело построить кадр, результаты в большинстве случаев оказывались весьма скучными и серыми.
Художники, однако, многому научились у фотокамеры. Она останавливает мгновения, даже самые мимолетные, она показывает, как предметы движутся, как меняются, она привнесла в изображение действительности необычные ракурсы, углы зрения, эффект смазанного движения — все это не могло не найти отражения и в живописи.
В последние годы фотооборудование и материалы стали более доступными и менее сложными. Фотокамеры— более стандартными и компактными, процесс обработки упростился. Это позволяет сосредоточить внимание на композиции снимка, на поисках необычных световых решений. Однако необходимо знать, как работает аппаратура, почему получаются именно такие результаты, что ей под силу, а что нет. Но изучить серьезные проблемы построения кадра вы теперь можете гораздо быстрее, чем раньше.
Техника фотодела решительно идет вперед, и от хорошей фотографии сейчас ждут не просто точной передачи деталей. По мере повышения технического уровня все более важную роль играет выбор объекта съемки, способ его фотографирования. Поэтому стоит постичь основы рисунка — использование тонов, линий, цвета и так далее — не для того, чтобы слепо копировать художников, а чтобы найти оптимальные варианты для передачи объекта съемки на фотографиях.
Изучение процесса построения кадра — дело весьма интересное и может длиться бесконечно, ибо ценности здесь вы устанавливаете сами, они часто меняются по мере накопления опыта и уверенности. Построение кадра прежде всего позволяет выразить себя — сказать свое слово языком фотографии, часто пользуясь при этом теми же зрительными образами, что и художник, но с помощью других технических приемов.
Рисовальная машина
Эта гравюра XVI века, сделанная Дюрером, показывает рисовальную машину. Держа глаз у визирной палочки, художнику удается поддерживать постоянными размеры и взаимосвязь между разными частями объекта (при условии, что объект не движется). Все устройство работает как прямой видоискатель фотоаппарата, но художнику в данном случае приходится тщательно переносить всю информацию рукой на стекло.