Умение видеть, развивает нашу способность и культуру мыслить часть 9
. Зачем же при крайней нехватке образованных людей, при нужде готовить специалистов, тратить время на бесплодное вроде бы занятие?
«Рисование требует такой же деятельности ума, как наука». Кто это сказал? Это слова Павла Петровича Чистякова, учителя братьев Васнецовых, Сурикова, Репина, Врубеля, Серова. «Обучение рисованию... составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами преподавания» — это тоже его, Чистякова, слова. Имена его великих учеников, художников всемирно знаменитых, доказывают правоту высказанных им мыслей более чем весомо.
Не кажется ли теперь, что мы постепенно приближаемся к некоторому пониманию того, зачем одни люди рисуют картины, а другие — эти картины смотрят? Что нам становится яснее, почему хорошие картины столь многоплановы в своей выразительной сущности, почему талантливые живописные произведения столь не передаваемы в словах? Не кажется ли вам, что за картинами стоит нечто большее, чем просто желание «отобразить»?
«Мы часто видим мир при помощи тех очков, которые носил тот или иной большой художник», — заметил Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Какое глубокое определение того, что принято называть сопереживанием! Творчество одного человека, размышляющего о мире, о своем месте в этой бесконечной Вселенной, становится искрой, от которой разгорается могучий костер, пробуждаются мысли другого, третьего, тысяч и миллионов.
«Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления», - утверждает искусствовед и психолог Р. Арнхейм, работавший в США.
Говорят, что когда Микеланджело упрекнули в недостаточной похожести портретов герцогов Медичи на оригиналы, великий итальянец спросил: «Кто заметит это через сто лет?»
Мысли, заключенные в картинах, заслоняют порой даже историю. «Боттичелли был художник, писавший женские лица так, как их не писал никто ни раньше, ни позже его. Многие знают Боттичелли и его картины, но кто назовет вам политического лидера Флоренции тех времен, кто скажет, кому принадлежала крупнейшая импортная фирма Венеции или какие города воевали между собой и кто из них вышел победителем?» — заметил выдающийся дизайнер Джордж Нельсон.
А в русской истории: кто, не задумываясь, назовет (я не беру в расчет специалистов-историков и искусствоведов) имена царей, при правлении которых творили Андре Рублев, Брюллов, Куинджи, Репин, Суриков?..
Великие полотна бессмертны потому, что отражают масштаб мыслей художника, что рисунок и колористика — проявление вовне, выражение внутреннего мыслительного процесса.
«К чему это все?» - спросит неискушенный читатель. Дело в том, что в «век технологических революций» мы перестали удивляться, а следовательно, задавать сами себе вопросы, что настораживает. Может это первый сигнал о том, что маятник истории достиг своей крайней амплитуды. В результате переоценки достигнутого, возник некоторый вакуум, и мы в очередной раз в азарте стремительной эволюции оторвались от духовных ценностей, которые огромными усилиями накапливало человечество.
Вместо «Пост скриптума»:
Оказывается, наш мозг вмещает в себя гораздо больше клеток живого вещества, нежели звезд наша Галактика. При этом каждая клетка - прибор, намного сложнее современного компьютера. Да что говорить, - каждый человек уникален еще и внутренним отражением окружающего мира.
В каждом из нас - неповторимая и удивительно сложная Вселенная. А мы так часто относимся друг к другу неоправданно глупо...
Не забывайте друзья удивляться, не теряйте данную нам природой, Богом, как хотите это называйте, но весьма важную составляющую человеческого лица!